Краткие исторические сведения

Большинство исследователей считают, что в качестве лекарственного растения в Китае женьшень стали использовать более 3 тысяч лет назад. Некоторые ученые утверждают, что еще Конфуций писал о целебной силе этого растения.
Одно из первых упоминаний о женьшене содержится в «Лечебнике Шень-нуна» — трактате китайского императора Шень-нуна, написанном в IV веке до н. э. Позднее, в 502 году н. э., появилось дополнение к сочинению Шень-нуна, написанное Тао Хун-чинем, где также были помещены сведения о женьшене.
В 1274 году Марко Поло в книге о своем путешествии по Востоку сообщал об «эликсире жизни», под которым, как считают исследователи, он подразумевал именно женьшень.
Однако одним из важнейших источников знаний о женьшене стал 52-томный труд Китайского фармаколога и врача Ли Ши-ченя «Бэнь-цао Кань-му», вышедший в свет в 1592 году.
В 1610 году голландские купцы впервые завезли таинственное растение к себе на родину из Японии. А в 1642 году миссионер Семедо Альваро при описании Китайской империи упомянул также и о женьшене.
Таким образом, в Европу постепенно проникали разрозненные данные о существовании в восточных землях растения, обладающего исключительными лечебными свойствами. Но все же до начала XVIII века сведения о корне жизни были самыми противоречивыми.
В России о женьшене впервые узнали из сочинения переводчика Посольского приказа Н. Г. Спафария, возглавлявшего в 1675 году русское посольство в Китае. В трудах Спафария, вышедших в свет в 1678 году, о женьшене было написано следующее: «И тот корень варят и дают тем, которые слабы от долгой немочи, и великую помощь подает». Стоит отметить, что Спа-фарий не только описал женьшень и способы его применения, но и привез корень жизни в Россию.
Первый серьезный труд о лечебных свойствах женьшеня появился только в 1711 году. Работа принадлежала французскому монаху-иезуиту Жарту. Побывав в Китае и собрав много сведений о женьшене, Жарту подробно описал растение: «...это великолепное средство от всех видов слабости, вызванных чрезмерным переутом* лениемтела или духа. Женьшень излечивает слабость легких и плеврит; останавливает рвоту, укрепляет грудь и является лекарством от одышки, укрепляет желудок и способствует аппетиту, усиливает жизненную силу, увеличивает лимфу крови. Он хорош против головокружения и слабого зрения и продлевает жизнь в старости».
Через несколько лет после публикации Жарту французский миссионер в Квебеке Жо-зеф Франсуа Ляфито обнаружил неподалеку от Монреаля пятилистный женьшень. Вскоре Ляфито выяснил, что североамериканские индейцы были хорошо знакомы с этим растением и использовали его в лечебных целях задолго до того, как на Американском континенте появились европейские колонисты. Как известно, женьшень широко распространен и на территории Приморья. Коренные народности Приморья знали о целебных свойствах корня жизни еще до того, как в тайгу стали снаряжаться экспедиции из Китая и Кореи. Женьшень применялся в народной медицине ульчей, удэгейцев и нанайцев. Последних китайцы часто нанимали в качестве проводников для поисков корня жизни.